«Утверждаю» План принят на заседании Директор школы : педагогического совета _________ Молодых В.Н. Пушкина МБОУ СОШ №2 им. А.С. приказ № 171. от 01.09.2022 протокол №1 от 31.08.2022 План внеурочной деятельности ФГОС МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина г. Моздока РСО Алания на 2022-2023 учебный год 5 - 11 классы Пояснительная записка Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ФГОС ООО, ФГОС СОО . Внеурочная деятельность обеспечивает взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования объединяя все виды деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решать задачи их образования, развития, воспитания, социализации. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09- 1672 «О направлении методических рекомендаций»; Цели и планируемые результаты внеурочной деятельности В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина Внеурочная деятельность направлена на: -создание условий для развития личности ребенка, развитие его мотивации к познанию и творчеству; -приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности); -профилактику асоциально поведения; -создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации школьника, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры; -обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности обучающегося; -развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся. -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Цель и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования. Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: создание условий для становления развития личности обучающихся, формирование их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального. Интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Планируемые результаты внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур школы, предусматривающей изучение сформированности познавательного . коммуникативного , нравственного, эстетического потенциала личности ( результаты олимпиад, защиты проектов, анкеты ) Механизм конструирования оптимизационной модели: Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (учителя - предметники, классные руководители психолог, учителя по предметам). Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: -взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; -организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; -организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; -организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. Состав и структура направлений внеурочной деятельности при реализации образовательных программ Цель внеурочной деятельности: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи внеурочной деятельности: -организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся; -формировать навыки позитивного общения; -развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; -воспитывать трудолюбие, способности к преодолению целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудностей, -развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Внеурочная направлениям: деятельность организуется по следующим -духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления ксамосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; -социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: -трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. -общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; -общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков -спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Перечисленные направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ. Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью в рамках основной образовательной программы основного общего образования, участие в которой является обязательным для каждого обучающегося. 1.Духовно-нравственное направление. Целесообразность названного направления заключается вобеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Основные задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовнонравственной композиции- «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам: принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей -формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. . В рамках работы в данном направлении проводятся, экскурсии, походы, лекции, беседы, видеозанятия, акции, конкурсы, сборы, праздники, классные часы. 2.Социальное направление. Целесообразность направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне среднего общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основные задачи: формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основы культуры межэтнического общения; формирование отношения к семье как к основе российского общества; В рамках работы в данном направлении проводятся защиты проектов, презентации портфеля достижений, презентация творческих работ, экскурсии, социальные практики, акции. 3.Общеинтеллектуальное направление. Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Основные задачи: формирование навыков развитие культуры научно- интеллектуального труда; логического и алгоритмического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на уровне среднего общего образования. воспитание у школьников почтительного отношения осознанного, заботливого отношения к старшему поколению. к родителям, В рамках работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита исследовательских проектов, викторины, выставки, выпуски газет, математические бои, участие в предметных неделях, олимпиады, научно- исследовательские конференции. 4.Общекультурное направление. Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основные задачи: формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; становление активной жизненной позиции; воспитание основ правовой, эстетической и экологической культуры. Данное направление реализуется через программу, работу классного руководителя по плану воспитательной работы школы, реализуется через участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах. В рамках работы в данном направлении проводятся защиты проектов, конкурсы, акции, проведение коллективных творческих дел. 5.Спортивно-оздоровительное направление. Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся среднего общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной программы среднего общего образования. Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей; развитие потребности в занятиях физической культуры и спортом. Задачи: - приобщение обучающихся к здоровому образу жизни -- приобщение обучающихся к спорту - подготовка к сдаче норм ГТО В рамках работы в данном направлении проводятся, соревнования, показательные выступления, дни здоровья, эстафеты, беседы, весёлые старты, викторины, походы. Режим внеурочной деятельности МБОУ СОШ №2 им. А.С. Пушкина устанавливается в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом ЦО, учебным календарным графиком и обеспечивает реализацию плана внеурочной деятельности по утвержденным в установленном порядке рабочим программам курсов. В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года не менее 34 учебных недель; Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели - максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а так же с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. На уровне основного и среднего общего образования устанавливается шестидневная учебная неделя. Продолжительность занятия внеурочной деятельности в Х-XI классах составляет 40 минут. Расписание занятий внеурочной деятельностью составляется отдельно от расписания уроков. Внеурочная деятельность учебной направленности осуществляется непосредственно в образовательной организации Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Обеспечение плана План внеурочной деятельности на 2022/2023 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 5-11 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Общеобразовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному плану внеурочной деятельности. Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных педагогическим советом школы. Рабочие программы должны содержать следующие разделы: планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и тематическое планирование внеурочной деятельности. Учет занятий внеурочной деятельности Учет занятий внеурочной деятельностью осуществляется педагогическими работниками. Ведущими занятия оформляются в журнале учета занятий внеурочной деятельностью, в которые вносятся списки обучающихся, ФИО педагогических работников. Даты и темы проведенных занятий вносятся в журналы в соответствии с рабочими программами курсов внеурочно деятельности. Учет посещения занятий внеурочной деятельности осуществляется классными руководителями в карте занятости внеурочной деятельностью обучающегося. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией. Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС, в том числе за организацией внеурочной деятельности, осуществляется заместителем руководителя образовательной организации в соответствии с должностной инструкци План внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина Направления на 2022 - 2023 учебный год (5-11 классы) Наименован 5а 5б 5в 6а 6б 6в 6г 7а 7б 7в 7г 8а 8б 8в 9а 9б 9в 9г 10 10 11 итог а б а о ие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 Информационнопросветительские занятия патриотической, «Разговоры о нравственной и важном» экологической направленности Занятия по 1 2 1 1 2 1 1 1 1 формированию функциональной грамотности обучающихся, Работа с направленные на одаренными удовлетворение учащимися интересов и потребностей, обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, связанные с 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 1 реализацией особых Работа со интеллектуальных и слабоуспева социокультурных ющими потребностей учащимися обучающихся Занятия , 1 2 2 2 2 2 2 2 направленные формирование системы работы по повышению качества подготовки учащихся к итоговой Подготовка к аттестации в форме ЕГЭ,ОГЭ ОГЭ,ЕГЭ; -на развитие психологической устойчивости к предстоящему экзамену Итого: 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 11 16 15 63 ФИО 2 Руднева А.С. Горкавенко Н. А. Руднева А.С. Харадурова О. Н. Эльхаджиева Б.И. Баркалова Е. А. Баркалова Е. А. Баркалова Е. А. Горкавенко Н. А. Бязрова Е. В Харадурова О.Н Рыбас И. П Наименование внеурочной деятельности* Соловьева С. С Ивлева С. М. Джанаева А. М. Ивлева С. М. День недели Время провед ения 5 6 7 8 5а 1 "Занимательная грамматика " (работа со слабоуспевающими) "Увлекательный английский" (углубленное изучение) Разговор о важном Общеинтеллек туальное 5а Общеинтеллек туальное "В мире слов" (работа со слабоуспевающими) "Математика для всех " (работа со слабоуспевающими) Разговор о важном "Математика для всех " (работа со слабоуспевающими) " Занимательная грамматика" (работа со слабоуспевающими) Разговор о важном "Занимательная география " (углубленное изучение) "Юные русоведы" (углубленное изучение) "В мире слов" (работа со слабоуспевающими) " Юный биолог" (углубленное изучение) Разговор о важном Кружок современной математики (работа со слабоуспевающими) Все тайны мира (углубленное изучение) Разговор о важном Джанаева А. М. Кружок современной математики (работа со слабоуспевающими) "Русский с удовольствием" (работа со слабоуспевающими) Разговор о важном Ломанова А. Ю Количест во часов в неделю 4 Духовно нравственное Герасимова Н. В Герасимова Н. В Клас с 4 Разговор о важном Абдулгапурова Е. Ю Разговор о важном Эльхаджиева Б.И. Направление внеурочной деятельности 1 понедельн ик среда 7 урок 5а 1 четверг 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное Общеинтеллек туальное 5б 1 5б 1 понедельн ик среда 6 урок 5б 1 четверг 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное 5в 1 5в 1 понедельн ик четверг 6 урок Общеинтеллек туальное 5в 1 пятница 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное Общеинтеллек туальное 6а 1 6а 1 понедельн ик среда 6 урок 6а 1 вторник 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное Общеинтеллек туальное 6б 1 6б 1 понедельн ик вторник 7 урок 6б 1 пятница 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное 6в 1 6в 1 понедельн ик вторник 7 урок Общеинтеллек туальное 6в 1 среда 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное 6г 1 6г 1 понедельн ик среда 7 урок Общеинтеллек туальное 6г 1 пятница 7 урок Духовно нравственное 7а 1 понедельн ик 1урок 1урок 1урок 1урок 1урок 1урок 1урок 1урок Абдулгапурова Е.Ю " Русская история в лицах" (углубленное изучение) "Английский клуб" (углубленное изучение) Общеинтеллек туальное Общеинтеллек туальное 7а 1 четверг 7 урок 7а 1 пятница 7 урок Ралетняя Т.А Разговор о важном 7б 1 Джанаева А. М "Кружок современной математики "(работа со слабоуспевающими) " Пишем грамотно" (работа со слабоуспевающими) Духовно нравственное Общеинтеллек туальное 7б 1 понедельн ик пятница 7 урок Общеинтеллек туальное 7б 1 среда 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное Общеинтеллек туальное 7в 1 7в 1 понедельн ик четверг 7 урок 7в 1 среда 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное Общеинтеллек туальное 7г 1 7г 1 понедельн ик пятница 6 урок 7г 1 пятница 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное 8а 1 8а 1 понедельн ик вторник 7 урок Общеинтеллек туальное 8а 1 среда 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное Общеинтеллек туальное 8б 1 8б 1 понедельн ик четверг 7 урок 8б 1 пятница 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное 8в 1 8в 1 понедельн ик пятница 7 урок Общеинтеллек туальное 8в 1 четверг 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное 9а 1 9а 1 понедельн ик четверг 7 урок Общеинтеллек туальное 9а 1 вторник 7 урок Духовно нравственное Общеинтеллек туальное 9б 1 9б 1 понедельн ик пятница Чемкова К. И Караева Р. М. Гашникова А. А. Разговор о важном Кошлубаева Э.Н "Юный Математик" (работа со слабоуспевающими) " Карта - второй язык географии" (углубленное изучение) Разговор о важном Гашникова А. А Горкавенко Н. А Кошлубаева Э. Н. " Юный Математик" (работа со слабоуспевающими) Абдулгапурова Е. Ю " Русская история в лицах" (углубленное изучение) Кошлубаева Э. Н. Разговор о важном Бедиева А. Н. Химия в задачах и упражнениях (углубленное изучение) "Математика вокруг нас" (подготовка к ОГЭ ) Кошлубаева Э. Н. Реутова М. Н. Разговор о важном Соловьева С. С "В мире животных" (углубленное изучение) " Зрудит" (работа со слабоуспевающими) Реутова М. Н Лезговка Е. В. Разговор о важном Баркалова Е. А. "Математический кружок" (работа со слабоуспевающими) " Ошибкам нет " (работа со слабоуспевающими) Караева Р. М. Макоева Е. Б Разговор о важном Ивлева С. М. Права человека в современном мире (подготовка к ОГЭ ) Увлекательный английский (подготовка к ОГЭ ) Макоева Е. Б Чемкова К. И Разговор о важном Гулиянц Л.Л "Русское слово " (подготовка к ОГЭ по русскому языку) 1урок 1урок 1урок 1урок 1урок 1урок 1урок 1урок 7 урок Бедиева А.Н Подготовка к ЕГЭ по химии Общеинтеллек туальное 9б 1 среда Дементьев В. А Разговор о важном 9в 1 Краморова М.В. " Клуб любителей биологии " (подготовка к ОГЭ ) " Секреты и тайны русской грамматики " (подготовка к ОГЭ ) Разговор о важном Духовно нравственное Общеинтеллек туальное Общеинтеллек туальное 9в 1 понедельн ик пятница 7 урок 9в 1 среда 7 урок Духовно нравственное 9г 1 понедельн ик 1урок Рыбас И. П Краморова М.В 7 урок 1урок Гулиянц Л.Л "Русское слово " (подготовка к ОГЭ по русскому языку) Общеинтеллек туальное 9г 1 четверг 7 урок Краморова М.В " Клуб любителей биологии " (подготовка к ОГЭ ) Общеинтеллек туальное 9г 1 вторник 7 урок Турпаян С.Л Разговор о важном Духовно нравственное 10а 1 понедельн ик 1урок Реутова М. Н. " Диагональ" ( подготовка к ЕГЭ) Общеинтеллек туальное 10а 1 вторник 7 урок Гокинаева Н.Н Роль личности в истории (углубленное изучение) Общеинтеллек туальное 10а 1 пятница 7 урок Бедиева А. Н. Разговор о важном Духовно нравственное 10б 1 понедельн ик 1урок Ломанова А. Ю " Физика в задачах" ( подготовка к ЕГЭ) Общеинтеллек туальное 10б 1 вторник 7 урок Никифорова С. Ю. " Решение задач для подготовки к КЕГЭ на языке Python ( подготовка к ЕГЭ) Разговор о важном Общеинтеллек туальное 10б 1 среда 7 урок Духовно нравственное 11а 1 понедельн ик 1урок Формула успеха ( (подготовка к ЕГЭ по русскому языку ) Ратные страницы русской истории (подготовка к ЕГЭ по обществознани ) Общеинтеллек туальное 11а 1 суббота 7 урок Общеинтеллек туальное 11а 1 вторник 7 урок Рыбас И. П Турпаян С.Л Гокинаева Н.Н.