РП по искусству 1 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по искусству
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации №
1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
• Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от
07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
• Учебный план образовательного учреждения на 2023/2024 учебный год
• Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

Программа является авторской.
Программа и материал УМК рассчитан на 33 часа в год, 1 час в неделю
Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального
общего образования по искусству и разработана с учётом современных педагогических технологий.
В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений,
пластические движения под музыку, первоначальное знакомство с современными информационно-коммуникативными
технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования.
Актуальность программы объясняется тем, что она направлена на реализацию государственной «Концепции
художественного образования в РФ», утверждённой Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ.
Программа для 1 класса разработана с опорой на главную цель преподавания музыки в школе – формирование и
развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
 приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и
дизайна;
 развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
 воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе,
своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
 эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную
сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости
личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувст;
 ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные
знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их
социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
 арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в
процессе организации их художественной деятельности;
 информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного
пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том
числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
 ознакомить учащихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
 сформировать у детей: интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному
искусству, архитектуре и дизайну; эстетическое восприятие произведений искусства; представления о видах
и жанрах изобразительного искусства; представление об архитектуре как виде искусства; представление о
дизайне как виде искусства; представление об основных видах народного и декоративно-прикладного
искусства;
 обучать детей: пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства
художественной выразительности произведений искусства; творческим и практическим основам рисунка,
живописи, композиции, лепки; способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры
человека на плоскости или в объёме; основам народного и декоративно-прикладного искусства; основам
дизайна; основным средствам художественной выразительности, необходимым для создания
художественного образа; элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
 развить у школьников: способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления,
изобразительные способности; эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Стержневая линия программы – развитие у школьников способности выделять целостнообразующие свойства
создаваемых объектов и ориентироваться на них в процессе конструирования.
Задачи музыкального образования в начальной школе:
 формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных
потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических
знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с
помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.);
 формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта
музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в
восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к
слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение






первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественнообразного содержания, выразительных средств и др.;
формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового,
ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;
формирование музыкально-релаксационной культуры;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной
музыкально-творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;
формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно
системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке,
самообразовании, саморазвитии и самореализации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВОЛШЕБНОЕ ЦАРСТВО ЗВУКОВ
Звуки окружающего мира. Звуки шумовые и музыкальные. Громкие звуки. Стаккато. Изобразительность музыки.
Цветомузыка. Тихие звуки. Легато. Выразительность музыки. Пиано. Высота звука. Регистр. Длительность звука. Интервал.
Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация. Ритм. Ритмический рисунок. Ритмы марша, танца, песни. Темп. Мелодия.
Мелодический рисунок. Аккомпанемент. Ноты и другие нотные знаки.
СКАЗОЧНАЯ СТРАНА
Музыка и изобразительное искусство. Музыкальные «краски» и «рисунки». Мажорный лад. Минорный лад. Музыка
и театр. Музыкальная инсценировка. Музыкальные образы сказочных персонажей. Музыкальный спектакль. Голос и
характер персонажа музыкального спектакля. Опера. Вокальная музыка. Детские и взрослые певческие голоса. Балет.
Классическая музыка. Изображение сказочных образов в музыке и танце. Музыка и кино. Музыкальные образы сказочных
героев. Музыка и древние сказания. Музыкальные образы фантастических персонажей древних сказаний. Музыка и
праздник. Певческие голоса. Образы праздника Рождества в музыке.
НА РОДНЫХ ПРОСТОРАХ
Россия в песнях. Хор, солист, дирижёр. Песня. Запев и припев. Народные песни. Колыбельные, прибаутки,
пестушки, потешки, заклички, игровые песни. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок, гусли, балалайка,
гармонь и др. Народные танцы. Хоровод. Песни о дружбе. Песни и танцы народов России. Музыка в народном празднике.
Масленичные народные песни. Масленица в классической музыке. Военные песни и марши. Духовой оркестр. Народные
солдатские песни. Музыкальный образ мамы. Музыкальная жизнь современного города.
ОСТРОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ СОКРОВИЩ
Классическая музыка. Образы моря в произведениях русских и зарубежных композиторов. Опера. Сказка в
классической музыке. Музыкальные «портреты» сказочных героев. Музыка и природа. Музыкальные «краски» и образы
цветов. Цвет, звук, движение, образ. Музыкальные образы животных. Старинные музыкальные инструменты.
«Механическая» и «живая» музыка. Старинные механические музыкальные устройства. Связь музыки с изобразительным
искусством. Образы разных стран в русской классической музыке. Музыка народов мира.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по музыке
К концу первого класса ребёнок должен:
 освоить основы музыкальных знаний, определённых инвариантной частью программы;
 владеть первоначальными певческими навыками;
 выразительно исполнять включённые в инвариантную часть программы народные и композиторские песни в
удобном диапазоне;
 различать ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
 владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах (соло, ансамбль);
 узнавать на слух основную часть музыкальных произведений, предусмотренных для слушания в
инвариантной части программы, определять их названия;
 уметь выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку;
 уметь связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными
явлениями окружающего мира;
 уметь оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей;
 уметь выразительно двигаться под музыку, отражая её настроение.
К концу первого класса ребёнок может:
 приобрести основы музыкальных знаний, умений и навыков, определённых вариативной частью;
 получить первоначальные знания в области нотной грамоты;
 участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов;
 выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства.
МИР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Тема «Королевство волшебных красок»
Беседы об изобразительном искусстве. Живопись.
ЦВЕТ В ЖИВОПИСИ. В.Серов «Девочка с персиками»; В.Суриков «Портрет Ольги»; Е.Зверьков «Золотая осень»;
И.Левитан «Золотая осень»; И.Левитан «Берёзовая роща»; И Шишкин «Дождь в дубовом лесу»; И.Шишкин «Сосны,
освещённые солнцем»; П.Кузнецов «Вечер в степи»; В.Серов «Дети»; А.Рылов «В голубом просторе»; З.Серебрякова «За
завтраком»; И.Грабарь «Груши»; К.Петров-Водкин «Виноград и яблоко».
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В ЖИВОПИСИ. П.Пикассо «Девочка на шаре» (шар и куб); К.Малевич
«Композиция» (квадраты, прямоугольники, треугольники и др.); В.Кандинский «Сохранение равновесия» (квадрат); РихардПаулдь Лозе «Шесть рядов систематических вертикальных цветов» (квадрат); Д.Хокней «Автопортрет с голубым занавесом»

(треугольник); Дж.Тилсон «Девять элементов» (куб); Дж.О,Кифф «Лестница к луне» (полукруг); А.Хербин «Композиция
№2» (круги и треугольники).
Основы художественного языка.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Изучение цветов радуги, цветового круга (12 цветов), основных и составных цветов, тёплых и
холодных цветов. Составление оранжевого, зелёного и фиолетового цветов из основных цветов. Подбор их цветовых
оттенков. Изучение свойств акварельных и гуашевых красок. Изучение приёмов работы красками (алла-прима, наложение
цветов, вливание цвета в цвет, по сырому).
«АЗБУКА ФОРМЫ». Многообразие форм в природе. Фрукты, овощи и цветы шарообразной формы. Способы их
изображения графическими и живописными материалами.
«ИГРЫ С ПРОСТРАНСТВОМ». Элементарные способы передачи пространства на плоскости (загораживание,
расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере и др.).
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Подбор цветовых оттенков для радужного моста, сказочных королевств (Красного,
Оранжевого, Жёлтого, Зелёного, Сине-голубого, Фиолетового), мячей, воздушных шаров и др. Рисование цветов (одуванчик,
астра, мак, тюльпан, колокольчик, незабудка, фруктов (яблоко, апельсин, лимон, груша), овощей (баклажан), животных
(лиса, волк, цыплёнок., рыбка), воздушных шаров, мячей и др.

Тема «В мире сказок»
Беседы об изобразительном искусстве.
ЖИВОПИСЬ. Сказка в творчестве русских художников (В.Васнецова, Ю.Васнецова, Е.Рачёва, Е.Чарушина и др.).
КНИЖНАЯ ГРАФИКА. Образ Красной Шапочки в иллюстрациях П.Савченко и др. Образ Буратино в иллюстрациях
Л.Владимирского, А.Каневского, В.Алфеевского и др.
СКУЛЬПТУРА. Сказочные образы в мелкой пластике.
Основы художественного языка.
«ИГРЫ С ПРОСТРАНСТВОМ». Элементарные способы передачи пространства на плоскости (загораживание,
расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере и др.), цветовое
решение пространства всего листа (преодоление фризового расположения объектов).
«АЗБУКА ЦВЕТА». Изучение тёплых и холодных цветов. Составление их цветовых оттенков. Изучение свойств
акварельных и гуашевых красок, освоение приёмов работы красками (алла-прима, наложение цветов, вливание цвета в цвет,
по сырому).

Творческая мастерская
Лепка сказочных образов (по выбору): Снегурочка, Сорока-Белобока, Петушок-Золотой гребешок (пластилин).
Рисование сказочных образов: «Злой волк» (чернила для авторучек, уголь), «Добрый козлёнок» (гуашь, восковые
мелки), Сорока-Белобока, Петушок-Золотой гребешок (гуашь, акварель). Иллюстрирование сказок (по выбору) «Волк и
семеро козлят»,»Колобок», «Красная Шапочка» (гуашь).
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
 Рисование цветов, овощей (баклажан, кабачок, стручки гороха, зелёный лук, дыня, репа, морковь, помидор,
огурец и др.), ягод, фруктов (слива, апельсин, яблоко, лимон и др.), ветки рябины и др. (гуашь, акварель, мелки и
др.), сказочного домика, сказочного петушка.
 Упражнение на составление различных цветовых оттенков: красный+жёлтый, красный+синий,
зелёный+жёлтый, синий+зелёный и др.(гуашь, акварель).
 Иллюстрирование сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Буратино», «Снегурочка
разнообразными художественными материалами (гуашь, акварель, чернила, пастель).
 Собирание коллекции картинок и открыток с предметами красного, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего,
голубого, фиолетового цветов.
 Лепка из пластилина лисы и Колобка .
 Лепка Снегурочки во дворе из снега.
 Лепка фигурки козлика, волка, сказочной птички (пластилин, солёное тесто или глина).
 Лепка горшочка для Сороки-Белобоки.
 Лепка крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки (солёное тесто).
 Рисование сказочного домика (гуашь).
 Арт-терапевтическое рисование. Подбор цвета, соответствующего настроению Буратино или другого
нарисованного сказочного героя (цветные карандаши или гуашь).

Тема «В гостях у народных мастеров»
Беседы о народном искусстве
Обзор традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново,
Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель). Изучение традиционных форм, сочетаний цветов и орнаментов
дымковских и филимоновских игрушек. Изучение художественного образа матрёшки. Ознакомление с характерными
элементами и цветовым решением росписи загорских (сергиево-посадских), семёновских, полхов-майданских матрёшек.
Ознакомление с видами изделий городецких, хохломских и гжельских мастеров. Изучение сюжетов, мотивов и цветового
решения росписи этих изделий.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМ». Особенности создания формы в народном искусстве, обусловленные художественной
обработкой материала.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Характерные цвета традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново,
Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель).
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Повтор дымковских и филимоновских орнаментов.
«КРАСАВИЦА МАТРЁШКА». Роспись матрёшек по образцу (контуров или силуэтов).
Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок).

Повтор хохломских (капелька, ягодка, листок) и гжельских (бордюр, сетка, цветок, листок, веточка, выполняемые
капельками и сплошной заливкой) орнаментов.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
 Роспись вырезанных или вылепленных силуэтов дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.).
 Роспись филимоновских игрушек (контуров или силуэтов).
 Рисование городецких птиц, листьев (гуашь).
 Рисование хохломской птицы (гуашь).
 «Посуда с узорами». Украшение изученными городецкими, хохломскими и гжельскими орнаментами
посуды (эскиз или роспись тарелки, чашки, кувшина и др.).

Тема «В сказочной стране “Дизайн”»
Беседы о дизайне
Знакомство с многообразием форм объектов дизайна. Изучение объектов дизайна и их деталей круглой,
шарообразной, треугольной, квадратной и кубической форм. Комбинирование этих форм в объектах дизайна.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе круга, шара,
треугольника, квадрата и куба. Единство функции и формы объекта дизайна.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в дизайне.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Рисование круглого угощения (гуашь). Рисование мячиков и шариков (гуашь).
Роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение
её узорами из квадратов (аппликация). Выполнение аппликации «Фантастические звери» из треугольников. «Превращение»
в объекты дизайна кругов, треугольников, квадратов, кубов и шаров (дорисовывание, аппликация).
Беседы об архитектуре. Архитектура как искусство. Дом на основе круга, шара, куба и др. геометрических форм и
тел.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы архитектурных сооружений на основе куба,
шара, круга, треугольника, квадрата и др.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в архитектуре.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
 Выполнение аппликации «Луноход» из кругов разного размера.
 Составление из геометрических форм фантастических зверей (аппликация).
 Роспись бус из шаров, кругов, квадратов и треугольников основными и составными цветами.
 Изготовление подвесных украшений для дома на основе геометрических форм (цветная бумага).
 Лепка из пластилина бус, сказочного животного «Лошарик».
 Изготовление слонёнка из кружков разного размера.
 Изготовление фигурок животных и птиц из разных геометрических фигур.
 Лепка из пластилина или моделирование из бумаги игральных кубиков разного размера.
 Склеивание и роспись кубиков из картона. Составление из расписанных кубиков объёмно-пространственных или
рельефных композиций.
 Выполнение аппликации «Фантастические существа» из геометрических фигур.
 Лепка посуды для каждого королевства страны «Дизайн» (солёное тесто, пластилин).
 Украшение рамочек (круглых, квадратных, прямоугольных) для картинок или фотографий разнообразными
материалами (ракушка, засушенные растения, бусинки, пуговицы, верёвки и др.).
 Конструирование из детских кубиков города с башнями, домами, мостами и др. постройками (коллективная работа).
 Составление коллекции картинок с предметами круглой, треугольной, квадратной формы и предметами в форме шара и
куба.

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся по изобразительному искусству
В результате изучения изобразительного искусства в 1 классе учащиеся должны
знать:
 расположение цветов радуги;
 основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
 известные центры народных художественных промыслов России (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома,
Гжель);
уметь:
 работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при
выполнении заданий по лепке и дизайну;
 выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные
карандаши);
 элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов
при удалении, расположение их в верхней части листа);
 передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
 смешивать основные цвета и получать составные;
 подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
 определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка,
Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки и др.).
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 развития представлений о роли искусства в жизни человека;






обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
анализа результатов собственной и коллективной работы;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и
дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);посильного
участия в проектной деятельности исследовательского и творческого характера.

ИСКУССТВО (МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО)
33 часа (1 час в неделю)
№
план

Дата
факт.

Тема урока

1.

Где
музыка
начало?
Радужный мост.

берёт

2.

На зелёном лугу.
Радужный мост.

3.

В вихрях грозы.
Красное королевство.

4.

У тихого пруда.
Оранжевое
королевство.

5.

Высоко в горах.
Жёлтое королевство.

Задачи урока

Планируемые результаты

Формирование у детей установки на творческое,
эмоциональное освоение музыки, пронизывающей звуковое
пространство окружающего мира.
Ознакомление с азбукой цвета: спектром, цветовым
кругом, основными и составными цветами. Развитие
зрительного восприятия различных цветовых оттенков.
Расширение представления детей о таком явлении, как
радуга. Обучение умению работать с акварельными
красками.
Формирование
образных
музыкально-слуховых
представлений о гармонии музыки со звуками образами
природы.
Ознакомление с азбукой цвета: спектром, цветовым
кругом, основными и составными цветами. Развитие
зрительного восприятия различных цветовых оттенков.
Расширение представления детей о таком явлении, как
радуга. Обучение умению работать с акварельными
красками.
Формирование первоначальных представлений о языке
музыкального искусства, с помощью которого в
музыкальных произведениях «изображаются» звуки и
образы окружающего мира.
Развитие зрительного восприятия оттенков красного
цвета. Расширение представления детей о красном цвете,
развитие способности тонко чувствовать цвет и умения
подбирать различные оттенки красного с помощью красок и
цветных карандашей. Обучение умению изображать по
памяти и представлению красные ягоды (земляника, малина)
и цветы (тюльпан, мак). Освоение приёма рисования «от
пятна». Ознакомление с приёмами «вливание цвета в цвет» и
«последовательное наложение цветов».
Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку,
выражающую грустное настроение природы и человека.
Развитие у детей зрительного внимания. Расширение
представления учащихся об оранжевом цвете, развитие
умения подбирать различные оттенки оранжевого с
помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению
изображать оранжевые цветы и фрукты. Освоение приёмов
«примакивания» всего ворса кисти, «смешения цветов»
кистью и приёма «раздельный мазок».
Дальнейшее формирование представлений детей о
богатстве и многообразии художественно-выразительных
средств музыкального искусства, о его изобразительных и

Умение творчески, эмоционально осваивать
музыку. Умение слушать.
Знать цвета спектра; основные и составные
цвета. Умение смешивать основные цвета для
получения составных. Знание правил работы с
акварельными красками. Умение работать с
акварельными красками.
Умение творчески, эмоционально осваивать
музыку. Умение различать характер произведения;
умение слушать; высказывать своё мнение.
Знание оттенков красного цвета; спектр. Умение
передавать оттенки красного с помощью красок.
Умение изображать по памяти и представлению
красные ягоды и цветы. Знание приема рисования
«от пятна»; приёмов «Вливание цвета в цвет» и
«последовательное наложение цветов».
Умение различать характер произведения;
умение слушать; высказывать своё мнение; умение
различать на слух высокие и низкие звуки.
Знание оттенков красного цвета; спектр.
Умение передавать оттенки красного с помощью
красок. Умение изображать по памяти и
представлению красные ягоды и цветы. Знание
приема рисования «от пятна»; приёмов «Вливание
цвета в цвет» и «последовательное наложение
цветов».

Умение слушать; высказывать своё мнение;
умение различать на слух высокие и низкие звуки;
умение анализировать музыкальное произведение;
умение напевать мелодию.
Умение
подбирать
различные
оттенки
оранжевого. Умение изображать оранжевые цветы
и фрукты. Знание приёмов «примакивания» всего
ворса кисти, «смешения цветов» кистью и приёма
«раздельный мазок».
Умение откликаться на музыку различного
характера и различать его; умение воспринимать
выразительные средства музыки.

Примечание

6.

В летнем лесу.
Зелёное королевство.

7.

Во
владении
величества ритма.
Сине-голубое
королевство.

8.

Во дворце королевы
мелодии.
Фиолетовое
королевство.

9.

Сказочные картины.
Разноцветная страна

его

выразительных возможностях.
Развитие у детей зрительного внимания. Расширение
представления учащихся о жёлтом цвете, развитие
способности тонко чувствовать цвет и умение подбирать
различные оттенки жёлтого с помощью красок и цветных
карандашей. Обучение умению изображать жёлтые фрукты и
цветы. Развитие мелкой моторики рук и двигательной
координации, обучение умению рисовать кончиком тонкой
кисти
Развитие музыкально-слуховых представлений детей в
процессе дальнейшего знакомства со звуками окружающего
мира и особенностями языка (выразительных средств)
музыкального искусства.
Развитие у детей зрительного восприятия и различения
цветовых оттенков, умения подбирать оттенки зелёного
цвета с помощью красок и цветных карандашей. Обучение
умению изображать зелёные фрукты (груши, яблоки).
Освоение приёмов смешивания цветов карандашами.
Совершенствование
умения
применять
приёмы
«примакивания» всего ворса кисти и «смешения цветов
кистью». Развитие фантазии и творческого воображения.
Формирование у детей образных представлений о
всеединстве ритмов природы, человека и искусства, включая
музыку.
Развитие у детей зрительного восприятия и различения
цветовых оттенков, умения подбирать оттенки синего и
голубого цветов с помощью красок. Обучение умению
изображать голубые и синие цветы. Развитие умения
рисовать кистью. Совершенствование умения применять
приёмы «примакивания» всего ворса кисти и «смешения
цветов кистью». Развитие фантазии и творческого
воображения.
Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на
красоту и мелодизм русской классической музыки в
процессе дальнейшего освоения языка музыкального
искусства.
Развитие у детей зрительного восприятия различных
оттенков фиолетового цвета. Расширение представления о
фиолетовом цвете, развитие умения подбирать различные
оттенки фиолетового с помощью красок. Обучение умению
изображать по памяти и представлению фиолетовые цветы
(астры, колокольчик) и овощи (баклажан). Развитие навыков
живописи гуашью, умения использовать приём «смешения
цветов кистью». Развитие навыков живописи акварелью,
умения использовать приём «последовательное наложение
цветов».
Формирование у детей первоначального представления
о единой, художественно-образной природе искусства, на
примере взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.
Развитие
цветовосприятия
у
детей.
Проверка
полученных знаний по цветоведению (порядок цветов

Знание о жёлтом цвете. Умение тонко
чувствовать цвет и умение подбирать различные
оттенки жёлтого. Умение изображать жёлтые
фрукты и цветы. Умение рисовать кончиком тонкой
кисти.

Умение откликаться на музыку различного
характера и различать его; умение воспринимать
выразительные средства музыки.
Умение воспринимать и различать цветовые
оттенки. Умение подбирать оттенки зелёного цвета.
Умение изображать зелёные фрукты (груши,
яблоки). Знание приёмов смешивания цветов.
Умение применять приёмы «примакивания» всего
ворса кисти и «смешения цветов кистью». Умение
фантазировать
Умение различать характер произведения;
умение слушать; высказывать своё мнение; умение
различать на слух высокие и низкие звуки.
Умение воспринимать и различать цветовые
оттенки. Умение подбирать оттенки синего и
голубого цветов. Умение изображать голубые и
синие цветы. Умение рисовать кистью; применять
приёмы «примакивания» всего ворса кисти и
«смешения цветов кистью».
Умение откликаться на музыку различного
характера и различать его; умение воспринимать
выразительные средства музыки.
Умение воспринимать и различать оттенки
фиолетового цвета. Умение подбирать различные
оттенки фиолетового. Умение изображать по
памяти и представлению фиолетовые цветы (астры,
колокольчик) и овощи (баклажан). Знание приёма
«смешения цветов кистью»; «последовательное
наложение цветов».

Умение различать яркие средства музыкальной
выразительности;
определять
по
звучанию
народные
инструменты;
умение
слушать
музыкальные произведения; умение откликаться на
музыку различного характера и различать его.

радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные
цвета). Контроль за уровнем владения живописными
навыками.
Формирование у детей первоначальных представлений о
взаимосвязи музыки, сценического движения и сценической
речи.
Развитие у детей зрительного восприятия и различения
цветовых оттенков. Обучение умению лепить и рисовать
сказочную сороку. Развитие умения подбирать различные
цветовые оттенки основных и составных цветов с помощью
красок. Развитие творческого воображения.

10.

Курочка ряба.
Сорока-Белобока.

11.

Колобок.

12.

Волк и семеро козлят.

13.

Волшебное озеро.
Волк и семеро козлят.

14.

Развитие музыкально-образного воображения учащихся
Сказочный лес.
на
основе
формирования у них способности к «переводу»
Петушок – золотой

Развитие творческих способностей детей в процессе
музыкально-сценического перевоплощения в различные
образы сказочных героев.
Формирование умения выделять в иллюстрациях
художников средства передачи сказочности, необычности
происходящего. Развитие умения образно характеризовать
персонажей сказки в рисунке. Развитие умения выбирать
горизонтальное
или
вертикальное
расположение
иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от
замысла. Использование выразительных возможностей
цветного фона в иллюстрации.
Деятельностное знакомство учащихся с оперой как
видом музыкально-театрального искусства.
Развитие цветовосприятия у детей. Обучение умению
отражать в рисунках основное содержание сказки; выбирать
из
неё
наиболее
выразительные
сюжеты
для
иллюстрирования.
Формирование
умения
выбирать
горизонтальное
или
вертикальное
расположение
иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от
замысла рисунка. Обучение умению выделять в
иллюстрациях художников средства передачи сказочности,
необычности происходящего; объяснять выразительные
возможности цветного фона иллюстрации.
Знакомство учащихся с понятием «классическая
музыка» и её ролью в балетных спектаклях.
Развитие цветовосприятия у детей. Обучение умению
отражать в рисунках основное содержание сказки; выбирать
из
неё
наиболее
выразительные
сюжеты
для
иллюстрирования.
Формирование
умения
выбирать
горизонтальное
или
вертикальное
расположение
иллюстрации, размер изображения на листе в зависимости от
замысла рисунка. Обучение умению выделять в
иллюстрациях художников средства передачи сказочности,
необычности происходящего; объяснять выразительные
возможности цветного фона иллюстрации.

Знание порядка цветов радуги, основные и
составные цвета, тёплые и холодные цвета. Умение
фантазировать.
Умение различать яркие средства музыкальной
выразительности; умение слушать музыкальные
произведения; умение откликаться на музыку
различного характера и различать его; умение
разыгрывать песню.
Умение зрительно воспринимать и различать
цветовые оттенки. Умение лепить и рисовать
сказочную сороку. Умение подбирать различные
цветовые оттенки основных и составных цветов с
помощью красок.
Умение различать яркие средства музыкальной
выразительности; умение слушать музыкальные
произведения; умение импровизировать под
музыку.
Умение выделять в иллюстрациях художников
средства передачи сказочности, необычности
происходящего. Умение образно характеризовать
персонажей сказки в рисунке. Умение использовать
выразительные возможности цветного фона в
иллюстрации
Умение различать яркие средства музыкальной
выразительности;
определять
по
звучанию
музыкальные инструменты; умение слушать
музыкальные произведения; умение откликаться на
музыку различного характера и различать его.
Умение отражать в рисунках основное
содержание сказки; выбирать из неё наиболее
выразительные сюжеты для иллюстрирования.
Умение выбирать горизонтальное или вертикальное
расположение иллюстрации, размер изображения
на листе в зависимости от замысла рисунка.
Умение выделять в иллюстрациях художников
средства передачи сказочности, необычности
происходящего;
объяснять
выразительные
возможности цветного фона иллюстрации.
Умение отражать в рисунках основное
содержание сказки; выбирать из неё наиболее
выразительные сюжеты для иллюстрирования.
Умение выбирать горизонтальное или вертикальное
расположение иллюстрации, размер изображения
на листе в зависимости от замысла рисунка.
Умение выделять в иллюстрациях художников
средства передачи сказочности, необычности
происходящего;
объяснять
выразительные
возможности цветного фона иллюстрации.
Умение различать яркие средства музыкальной
выразительности;
определять
по
звучанию

гребешок.

15.

Развитие воображения и музыкально-творческих
В
пещере
горного
способностей детей на основе знакомства с отражёнными в
короля.
музыке образами древних мифов (преданий) разных народов
Красная Шапочка.
мира.

16.

Царство деда Мороза.
Буратино.

17.

Моя Россия.
Снегурочка.

.

18.

музыкальных образов в виртуальные и наоборот.
Развитие умения выделять в иллюстрациях художников
средства
передачи
сказочности,
необычности
происходящего. Обучение умению изображать сказочного
петушка. Совершенствование умения применять приёмы
акварельной и гуашевой живописи. Развитие фантазии и
творческого воображения.

В песне – душа народа.
Дымковские игрушки.

Формирование у детей умения выделять в иллюстрациях
художников средства передачи образной характеристики
героев сказки. Обучение умению лепить из солёного теста.
Совершенствование
умения
в
правильной
последовательности выполнять иллюстрации к сказкам.
Развитие фантазии и творческого воображения.
Формирование у детей способности к саморегуляции
своего эмоционального состояния средствами музыки.
Развитие умения выделять в иллюстрациях художников
средства передачи образной характеристики героев сказки.
Совершенствование
умения
в
правильной
последовательности выполнять иллюстрации к сказкам.
Развитие умения подбирать цветовые оттенки, подходящие
для грустного и весёлого настроения героя, с помощью
красок или цветных карандашей. Развитие умения
передавать пространство на плоскости листа. Развитие
фантазии и творческого воображения.
Патриотическое воспитание детей средствами вокальнохорового творчества.
Развитие умения выделять в иллюстрациях художников
средства передачи образной характеристики героев сказки.
Развитие навыков лепки из пластилина. Обучение умению
лепить Снегурочку. Развитие умения иллюстрировать
сказки. Развитие фантазии и творческого воображения.

Развитие интереса учащихся к народному песенному
творчеству как части традиционной российской культуры.
Знакомство
с
традиционными
народными
художественными
промыслами.
Обучение
умению
выполнять
дымковские
узоры.
Обучение
навыку
пользоваться печаткой-тычком для создания узоров.
Воспитание любви к русскому народному искусству.

музыкальные инструменты; умение слушать
музыкальные произведения; умение откликаться на
музыку различного характера и различать его.
Умение выделять в иллюстрациях художников
средства передачи сказочности, необычности
происходящего. Умение изображать сказочного
петушка. Умение применять приёмы акварельной и
гуашевой живописи. Умение фантазировать.
Умение различать яркие средства музыкальной
выразительности;
определять
по
звучанию
музыкальные инструменты; умение слушать
музыкальные произведения.
Умение выделять в иллюстрациях художников
средства передачи образной характеристики героев
сказки, сказочности, необычности происходящего.
Умение лепить из солёного теста. Умение в
правильной
последовательности
выполнять
иллюстрации к сказкам.
Умение различать певческие голоса. Умение
различать
яркие
средства
музыкальной
выразительности.
Умение выделять в иллюстрациях художников
средства передачи образной характеристики героев
сказки. Умение в правильной последовательности
выполнять иллюстрации к сказкам. Умение
подбирать цветовые оттенки, подходящие для
грустного и весёлого настроения героя. Умение
передавать пространство на плоскости листа.
Умение
понимать,
что
музыка
имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его.
Умение выделять в иллюстрациях художников
средства передачи образной характеристики героев
сказки. Умение лепить из пластилина. Умение
лепить Снегурочку. Умение иллюстрировать
сказки.
Умение различать яркие средства музыкальной
выразительности;
определять
по
звучанию
народные
инструменты;
умение
слушать
музыкальные произведения.
Знание
традиционных
народных
художественных промыслов. Умение выполнять
дымковские узоры. Умение пользоваться печаткойтычком для создания узоров.

19.

Развитие у детей интереса к народной музыке как части
Умение
различать
яркие
средства
В гостях у народных
традиционной российской культуры.
музыкальной выразительности; определять по
музыкантов.
Знакомство
с
традиционными
народными звучанию народные инструменты; умение слушать
Дымковские игрушки.
художественными
промыслами.
Обучение
умению народную музыку.

20.

Большой хоровод.
Филимоновские
игрушки.

21.

Здравствуй, масленица!
Филимоновские
игрушки.

22.

Бравые солдаты.
Матрёшки.

23.

Мамин праздник.
Матрёшки.
.

24.

Океан – море синее.
Городец.

выполнять
дымковские
узоры.
Обучение
навыку
пользоваться печаткой-тычком для создания узоров.
Воспитание любви к русскому народному искусству.

Знание
традиционных
народных
художественных промыслов. Умение выполнять
дымковские узоры. Умение пользоваться печаткойтычком для создания узоров.

Развитие у школьников интереса к музыкальному
творчеству народов России.
Знакомство детей с филимоновскими игрушками.
Обучение умению выполнять филимоновские узоры.
Обучение навыкам росписи филимоновских игрушек.
Воспитание
любви
к
традиционным
народным
художественным промыслам.
Формирование первоначальных представлений детей о
календарных народных песнях и формах их бытования в
традиционной русской культуре.
Знакомство детей с филимоновскими игрушками.
Обучение умению выполнять филимоновские узоры.
Обучение навыкам росписи филимоновских игрушек.
Воспитание
любви
к
традиционным
народным
художественным промыслам.
Знакомство детей с музыкальными традициями русской
армии.
Знакомство с загорскими, семёновскими и полховмайданскими матрёшками. Обучение умению рисовать
полхов-майданские
цветы,
ягоды,
листья.
Совершенствование умения применять приёмы работы
«тычком». Воспитание любви к традиционным народным
художественным промыслам.

Умение выполнять филимоновские узоры.
Умение выполнять роспись филимоновских
игрушек.

Развитие у детей эмоциональных реакций на образархетип матери в музыкальном искусстве.
Знакомство с загорскими, семёновскими и полховмайданскими матрёшками. Обучение умению рисовать
полхов-майданские
цветы,
ягоды,
листья.
Совершенствование умения применять приёмы работы
«тычком». Воспитание любви к традиционным народным
художественным промыслам.
Развитие
музыкально-творческого
воображения
учащихся с помощью музыкального изображения природы
(водной стихии).
Знакомство с изделиями городецких мастеров. Развитие
умения выполнять кистевую роспись. Обучение умению
выполнять городецкие узоры. Воспитание любви к

Умение
различать
яркие
средства
музыкальной выразительности; определять по
звучанию народные инструменты; умение слушать
народную музыку.
Умение выполнять филимоновские узоры.
Умение выполнять роспись филимоновских
игрушек.
Умение понимать, что музыка имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его.
Умение рисовать полхов-майданские цветы,
ягоды, листья. Умение различать загорские,
семёновские и полхов-майданские
матрёшки.
Умение применять приёмы работы «тычком».
Умение понимать, что музыка имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его.
Умение рисовать полхов-майданские цветы,
ягоды, листья. Умение различать загорские,
семёновские и полхов-майданские
матрёшки.
Умение применять приёмы работы «тычком».
Умение понимать, что музыка имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его; умение различать музыкальные
инструменты.

традиционным народным художественным промыслам.

25.

Три чуда.
Хохлома.

Знакомство учащихся с музыкальными образами
сказочных героев в опере.
Знакомство с изделиями хохломских мастеров. Развитие
навыков кистевой росписи. Обучение умению выполнять
хохломские узоры. Воспитание любви к традиционным
народным художественным промыслам.

26.

Чудесные цветы.
Гжель.

Развитие эстетических отношений детей к природе
средствами музыки на основе сочетания их музыкальнослуховых впечатлений с визуальными и двигательными.
Знакомство с изделиями гжельских мастеров. Обучение
умению выполнять гжельские орнаменты. Развитие навыков
кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным
народным художественным промыслам.

27.

Карнавал животных.
Круглое королевство.

Развитие творческого воображения детей а процессе
знакомства с музыкальными образами зверей и птиц.
Развитие зрительного восприятия и ощущения круглой
формы. Обучение умению различать круги, половинки и
четвертинки кругов в объектах дизайна. Обучение
рисованию кругов. Обучение умению выполнять декор из
кругов. Совершенствование навыков живописи гуашью.
Развитие творчества.

28.

Музыкальный клад.
Шаровое королевство.

Продолжение знакомства детей с музыкальным
наследием зарубежных композиторов и со старинными
музыкальными инструментами.
Развитие зрительного восприятия и ощущения формы
шара. Обучение умению различать шары и их половинки в
объектах дизайна. Обучение умению изображать шар.
Обучение умению выполнять декор на шарах и мячах.
Совершенствование навыков живописи гуашью. Развитие
фантазии.

29.

Музыкальный клад.
Треугольное
королевство.

Формирование у детей первоначальных представлений о
творческой роли исполнителя музыкального произведения
как его интерпретатора.
Развитие зрительного восприятия и ощущения
треугольной
формы.
Обучение
умению
различать
треугольники в объектах дизайна. Обучение умению
рисовать треугольные предметы. Развитие фантазии и
творческого воображения.

30.

Музыкальный клад.
Квадратное

Формирование первоначальных представлений детей о
механических звукопроизводящих устройствах и имитации

Умение выполнять кистевую роспись. Знание
изделий городецких мастеров. Умение выполнять
городецкие узоры.
Умение
понимать,
что
музыка
имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его; умение различать музыкальные
инструменты.
Знание изделий хохломских мастеров. Умение
выполнять хохломские узоры. Умение выполнять
кистевую роспись.
Умение
понимать,
что
музыка
имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его; умение различать музыкальные
инструменты.
Знание изделий гжельских мастеров. Умение
выполнять
гжельские
орнаменты.
Умение
выполнять кистевую роспись.
Умение
понимать,
что
музыка
имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его; умение различать музыкальные
инструменты.
Умение различать круги, половинки и
четвертинки кругов в объектах дизайна. Умение
рисовать круги. Умение выполнять декор из кругов.
Умение
понимать,
что
музыка
имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его; умение различать музыкальные
инструменты.
Умение различать шары и их половинки в
объектах дизайна. Умение изображать шар. Умение
выполнять декор на шарах и мячах. Умение
фантазировать.
Умение
понимать,
что
музыка
имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его; умение различать музыкальные
инструменты.
Умение различать треугольники в объектах
дизайна. Умение рисовать треугольные предметы.
Умение фантазировать.
Умение
понимать,
что
музыка
имеет
содержание;
умение
воспринимать
её

королевство.

их звучания композиторами.
Развитие зрительного восприятия и ощущения
квадратной формы. Обучение умению различать квадраты,
клетки, сетки и решётки в объектах дизайна. Обучение
умению выполнять декор из квадратов в технике
«аппликация».
Развитие
фантазии
и
творческого
воображения.

31.

Музыкальный клад.
Кубическое
королевство.

Раскрытие изобразительных возможностей музыки в её
взаимосвязи с другими видами искусства.
Развитие зрительного восприятия и различения
кубических форм в объектах дизайна и архитектуры.
Совершенствование
умения
применять
знания
по
цветоведению (основные и составные цвета). Развитие
умения рисовать кистью. Обучение умению конструировать
из кубиков объекты дизайна и архитектуры. Развитие
творческого воображения.

32.

Музыкальный клад.

Знакомство детей с музыкальными образами разных
стран, отражёнными в русской классической и этнической
музыке разных народов мира.

33.

Полёт над
музыкальным миром
Дизайн в нашей жизни

выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его; умение различать музыкальные
инструменты.
Умение различать квадраты, клетки, сетки и
решётки в объектах дизайна. Умение выполнять
декор из квадратов в технике «аппликация».
Умение фантазировать.
Умение
понимать,
что
музыка
имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его; умение различать музыкальные
инструменты.
Умение различать кубические формы в объектах
дизайна и архитектуры. Умение применять знания
по цветоведению (основные и составные цвета).
Умение рисовать кистью. Умение конструировать
из кубиков объекты дизайна и архитектуры.
Умение
понимать,
что
музыка
имеет
содержание;
умение
воспринимать
её
выразительно-изобразительные средства; умение
откликаться на музыку различного характера и
различать его.
Умение выбирать форму своего участия в
проектной деятельности по теме.
Умение выбирать форму своего участия в
проектной деятельности по теме.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».