«Утверждаю» План принят на заседании Директор школы : педагогического совета _________ Молодых В.Н. МБОУ СОШ №2 им. А.С.Пушкина приказ №153 от 01.09.2021 протокол №1 от 31.08.2021 Учебный план муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы №2 им. А.С. Пушкина г. Моздока РСО Алания ( основное общее образование ) на 2021-2022 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану на 2021-2022 учебный год основное общее образование (5-9 классы) Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 им. А.С. Пушкина на 2021–2022 учебный год разработан на основании: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». -Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года № 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания». -Указ Президента Российской Федерации от № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ -Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" https://base.garant.ru/74404210/#block_5 - Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/400951e1bec44b76d470a1deda8b17e988c587 d6/ - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»http://government.ru/docs/20891/ - Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (в ред. от 07.05.2021) https://base.garant.ru/74901486/ - Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 11.12.2020). - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. от 11.12.2020). - Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. от 11.12.2020). - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»https://docs.edu.gov.ru/document/617345c8e85657247ebd6d342b24be68/ - Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 г №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»http://docs.cntd.ru/document/565295909 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" https://cdnimg.rg.ru/pril/208/08/38/63180.pdf - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/ - Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служа- щих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования »http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/ - Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526876/ Основное общее образование (5-9 классы) 1.1. Учебный план основного общего образования МБОУ СОШ №2 им А.С. Пушкина г. Моздока на 2021-2022 учебный год является документом, распределяющим учебное время, отводимое на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяющим максимальный объем максимальной нагрузки обучающихся. 1.2. Содержание и структура учебного плана основного общего образования определяются требованиями ФГОС общего образования в 5 – 9 –х классах, задачами и спецификой образовательной деятельности МБОУ СОШ №2 им А. С. Пушкина г. Моздока, сформулированными в Уставе школы. Организация учебного процесса основного общего образования в МБОУ СОШ №2 им А. С. Пушкина г. Моздока в 2021-2022 учебном году регламентируется годовым календарным учебным графиком и работает в следующем режиме: -продолжительность учебного года: в 5-9-х классах - не менее 34 учебных недель без учета итоговой государственной аттестации в 9-х классах - продолжительность учебной недели в 5-9-х классах – 6 дней. - обязательная недельная нагрузка обучающихся: в 5-х классах – 32 часов, в 6-х классах – 33 часов, в 7-х классах – 35 час, в 8-х классах – 36 часа; в 9-х классах- 36 часа. - продолжительность урока в 5-9-х классах составляет 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и внеурочной деятельности. Начало занятий в 8 часов 30 минут. Обучение осуществляется в одну смену. Количество уроков не превышает: в 5-6 классах – шести в 7-9 классах - семи Расписание звонков: 1. Урок - 8.30 – 9.10 2. Урок - 9.20 - 10.00 3. Урок - 10.15 – 10.55 4. Урок - 11.15 – 11.55 5. Урок - 12.10 – 12.50 6. Урок - 13.00 – 13.40 7. Урок - 13.50 – 14.30 перемена перемена перемена перемена перемена перемена - 10 минут 15 минут 20 минут 15 минут 10 минут 10 минут 1.2. Объем времени на выполнение домашних заданий (в астрономических часах): в 5 классах – 2 часа, в 6 классах – 2,5 часа, в 7 классах – 2,5 часа, в 8 классах – 2,5 часа, в 9 классах- до 3,5 часов. При организации образовательной деятельности предусматривается проведение физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (далее – ЭСО). При использовании на занятии ЭСО в середине урока организуется перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. Занятия физической культурой могут проводиться на открытом воздухе в зависимости от совокупности показателей метеорологических условий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам. В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой должны проводиться в зале. Отношение времени, затраченного на непосредственное выполнение физических упражнений, к общему времени занятия физической культурой должно составлять не менее 70%. Занятия при электронном и дистанционном обучении Расписание занятий с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО не допускается. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются. Учебные занятия организуются в одну смену. Факультативы, занятия дополнительного образования (кружки, секции), обязательные индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы и т. п. организуются в послеурочное время согласно расписанию При проведении уроков 30 минут можно использовать интерактивную доску за весь урок для детей старше 10 лет.15 минут ученикам 5-9-х классов можно непрерывно использовать экран и одновременно фиксировать информацию в тетрадях. Нельзя использовать на уроке одновременно более двух гаджетов (п. 3.5.2 СП 2.4.3648–20). Нельзя использовать смартфоны для образовательных целей (п. 3.5.3 СП 2.4.3648–20). Непрерывное использование экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях 5-9-е классы 15 минут Общая продолжительность использования ЭСО (электронные средства обучения) на уроке 1. Интерактивной доски Дети старше 10 лет 30 минут 2. Компьютера 5-9-е классы 30 минут 1.3. Учебный план включает две части: обязательную (наполняемость определена составом учебных предметов обязательных предметных областей); формируемую участниками образовательных отношений (включая курсы, предметы, направленные на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, в соответствии с их запросами, а также отражающие специфику ОО). Содержание образования на уровне основного общего образования в МБОУ СОШ№2 им А.С. Пушкина реализуется средствами предметных областей, включенных в Федеральный учебный план. Особенности учебного плана Учебный план МБОУ СОШ№2 им. А.С. Пушкина г. Моздока составлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть обеспечивает реализацию требований ФГОС третьего поколения основного общего образования, определяет состав учебных предметов, обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам ( годам ) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию 2. Инвариантная (обязательная) часть состоит из 10 обязательных предметных областей: 1.Русский язык и литература; 2.Родной язык и родная литература 3.Иностранные языки; 4.Математика и информатика; 5. Естественно-научные предметы; 6. Общественно-научные предметы; 7. Искусство; 8.Технология; 9. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности 10. Основы духовно нравственной культуры народов России Предметная область «Русский язык и литература»: учебные предметы «Русский язык» 5 часов в неделю (6 класс), 6 часов в неделю (6 класс), 4 часа в неделю (7 класс), 3 часа в неделю (8-9 класс). В 5 классе добавлен 1 час на усиление предметной области «Литература» - 3 часа в неделю (5,6 классы), 2 часа в неделю (7-8 класс), 3 часа в неделю ( 9 класс). Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке » представлена учебными предметами «Родной (осетинский) язык» - 3 часа в неделю в 5-9 классах, «Родной (русский) язык» - 3 часа в неделю в 5-9-х классах Указанные предметы определены на основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся и в соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. (с изменениями и дополнениями от 28.07.2018 года). В параллелях 5 – 9-х классов созданы объединѐнные группы для изучения родного (осетинского) языка. Предметная область «Иностранные языки» в 5-9 классах представлена предметом «Английский язык» - в 5,6, 7, 8, 9 –х классах – 3 часа. Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика» в объеме 6 часов в неделю в 5-9-х классах. В связи с изменением в подготовке к ГИА в 2019-2020 учебном году на Федеральном уровне 5-9 -х классах, систематическими трудностями , возникающими у обучающихся, добавлен 1 час математики для усиления предметной области из части формируемой участниками образовательных отношений. «Математика и информатика» Предмет «Информатика» в 7-9 классах представлен 1 часом в неделю. Предметная область «Общественно-научные предметы» включает в себя предметы: в 5 классах: «История» (2 часа) и «География» (1 час), в 6-9 классах: «История» (по 2 часа) в 5-8-х классах, 3 часа в 9 классе. «Обществознание» в 6-9 классах ( 1 час). «География» (в 5, 6 классах – 1 час, в 7-9 классах – по 2 часа). Учебный предмет «География Осетии» изучается интегрированно с учебным предметом «География» в 8 классе. Предметная область «Естественно-научные предметы» представлена следующими учебными предметами: «Биология» - 1 ч в неделю (5,6 классы). В 7, 8,9 классах 2 часа в неделю. В 7 классе добавлен 1 час на усиление предметной области. «Физика»- 2 часа в неделю в 7,8 классах, 3часа в 9 классах «Химия» - в 8-х классах на изучение предмета химия выделено 3 часа в неделю. в 9-х классах на изучение предмета химия выделено 2 часа в неделю. Добавлен 1 час химии в 8 классе для усиления предметной области из части формируемой участниками образовательных отношений. Предметная область «Искусство» в 5-8 классах реализуется через изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 1 часу в неделю. Предметная область «Технология». Учебный предмет «Технология» изучается в 5-9 классах у девочек в рамках следующего направления: «Технология. Обслуживающий труд», у мальчиков в 5-6 классах « Технология ведения дома», в 7-9 классах « Технология. Технический труд» В 5-8 классах учебный предмет «Технология » изучается в объеме 2 часов в неделю, в 9-х классах – 1 часа в неделю. На изучение предмета «Физическая культура» отводится 3 часа в неделю в предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Введение третьего часа физической культуры в учебный план продиктовано необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их здоровья, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. 3 час дан на увеличение двигательной активности и развитие физических сил обучающихся. Учебный предмет «Основы безопасности и жизнедеятельности» вводится для изучения на уровне основного общего образования в 8-9-х классах в количестве 1 часа в неделю. Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Предметная область «Основы духовно нравственной культуры народов России» в 5-7 классах (далее – ОДНКНР интегрирована в курс «История России» , курс «Обществознание» ,курс «Литература» которая, в соответствии с ФГОС основного общего образования, должна обеспечить, в том числе, знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализована за счет включения в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей, тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания; Деление классов на группы В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №2 г. Моздока осуществляется деление классов на 2 группы при проведении занятий по «Иностранному языку» в 5 – 9-х классах при наполняемости 25 человек. По «Информатике и ИКТ» в 7 – 9-х классах – при наполняемости 25. 3. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по учебным предметам, утвержденным педагогическим советом, с целью проверки предметных и метапредметных результатов каждого учебного года в следующих формах: контрольный диктант, контрольная работа, тестирование, творческий проект. Нормативной базой проведения промежуточной аттестации является Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №2 . Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся определен календарным учебным графиком школы на 2021/2022 уч. г. (календарный учебный график представлен на сайте школы). Формы проведения и учебные предметы промежуточной аттестации указаны в учебном плане. Формы промежуточной аттестации обучающихся Промежуточная аттестация – это установление уровня достижений результатов освоения учебных предметов, предусмотренных образовательной программой. Сроки проведения годовой промежуточной аттестации в МБОУ СОШ№2 г. Моздока устанавливаются календарным учебным графиком школы. На основании Положения МБОУ СОШ№2 « О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» годовая промежуточная аттестация по каждому предмету с учѐтом его специфики и представлена в таблице: Учебные предме- Формы промежуточной аттестации ты 5 классы 6 классы 7 классы 8 классы Русский яык Диктант с грамматическим заданием Литература Интегрированный Сочинение зачёт Диктант с грамматическим заданием Родной язык (русский) Родной язык Итоговое тестирование (осетинский) Иностранный язык Контрольная работа (англ) Математика Контрольная работа Алгебра Контрольная работа Геометрия - Контрольная работа Информатика - Контрольная работа История России. Всеобщая история Итоговое тестирование 9 классы Тестирование (в форме ОГЭ ) Сочинение Контрольное изложение Итоговое тестирование Тестирование ОГЭ) (в форме Контр. работа в форме ОГЭ) Тестирование (в форме ОГЭ ) Тестирование (в форме ОГЭ) Тестирование (в форме ОГЭ) Обществознание Итоговое тестирование География Итоговое тестирование Физика - Химия - Биология Итоговое тестирование Музыка Контрольная работа Контрольная работа Практическая работа (урок-концерт) ИЗО Творческая работа Технология Проектная работа ОБЖ - Физическая тура куль- Дифференцированный зачёт Тестирование (в форме ОГЭ) Тестирование (в форме ОГЭ) Тестирование (в форме ОГЭ) Тестирование (в форме ОГЭ) Тестирование (в форме ОГЭ) - Тестирование Тестирование Дифференцированный зачёт *Дифференцированный зачѐт, это зачѐт по результатам которого ставится оценка; *Интегрированный зачѐт – это «суммирование» итогов текущего контроля успеваемости учащихся в течение учебного года (отметки за контрольные работы, тесты, проверочные работы, контрольные практические работы, сочинения, изложения, четвертные и полугодовые отметки). Итоги годовой промежуточной аттестации отражаются в электронном журнале в виде отметки по пятибалльной шкале в разделе тех учебных предметов, по которым она проводилась. Отметки за промежуточную аттестацию выставляются в электронный журнал в отдельном столбце. Итоговая отметка по учебному предмету при проведении годовой промежуточной аттестации с аттестационными испытаниями выставляется учителем с учѐтом отметок за четверть, годовой отметки и отметки, полученной при прохождении годовой промежуточной аттестации. 4. Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательный итоговой аттестацией выпускников 9-х классов. Государственная итоговая аттестация выпускников МБОУ СОШ№2 им. А.С. Пушкина г. Моздока осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 №189/1513 5. Учебный план МБОУ СОШ 32 им. А.С. Пушкина направлен на достижение планируемых результатов обучения и воспитания. Недельный учебный план основного общего образования МБОУ средней общеобразовательной школы №2 им. А.С. Пушкина г. Моздока РСО-Алания, на 2021-2022 учебный год. ( шестидневная учебная неделя). Предметные сти обла- Учебные предметы Количество часов в неделю Классы 5 кл 6 кл 7 кл 8 кл 5 6 4 3 3 3 3 Обязательная часть Русский язык Литература Русский язык и литература Родной язык и родная Родной язык и родная литература литература Иностранные языки Иностранный язык Математика форматика и ин- Математика 5 9 кл Всего 3 3 21 2 2 3 13 3 3 3 3 15 3 3 3 3 15 5 Алгебра Геометрия Информатика Физика Химия Биология ОбщественноИстория России. научные предметы Всеобщая история. Обществознание География Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Технология Физическая культура Физическая культура и основы безопасно- основы безопасности сти жизнедеятельно- жизнедеятельности сти Основы духовно Основы духовно нравнравственной куль- ственной культуры туры народов России народов России Часть, формируемая участниками образовательных отношений математика Русский биология Итого Максимально допустимая недельная нагрузка 10 3 2 3 2 3 2 9 6 1 2 1 3 2 2 3 7 4 7 2 1 2 10 4 8 4 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 3 9 3 3 3 3 3 15 1 1 2 1 1 Естественно-научные предметы * 2 1 1 30 32 * * 1 1 2 1 1 1 0 6 32 33 1 33 35 35 36 36 36 163 172